Настоящие воительницы
Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде. По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах — причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.
Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще. Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий. Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.
А И. М. Дьяконов «при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг»; первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами. Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя». По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.
В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.
Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы. «Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги — рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение — meykongr «дева-правительница», сами же они знаменательно именуют себя «королем» (kongr), но не «королевой» (dróttning)».
Современность В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации. К этому моменту публика начала уставать от типичной героини — пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.
Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в годы гендерной дискриминации в рамках традиционной патриархальной социальной модели. Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья — т.е. в ситуациях, где очевидны её физические навыки. В отличие от других женских активных образов — роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.
Исторические примеры
«Жанна д'Арк», картина Э.Л.СвиннертонФактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.
Все же можно перечислить несколько примеров:
•китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу. •ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: «мои мужчины стали женщинами, а женщины — мужчинами». •спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц. •британская королева Боадицея •мусульманская принцесса Амина (Amina) •Этельфледа, дочь Альфреда Великого •Жанна д'Арк и её легенда представляет собой пример сплавления как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.
В мифологии
Густав Климт, «Афина Паллада» Брунгильда Фридрих Август Каульбах. Аллегорическое изображение Германии в виде девы-воительницы, 1914. Богини-воительницы •Афина (греч.), Минерва, Беллона (др.рим.) •Инанна (шумер.) •Анат (западносемит.) •Аллат (древнеараб.) •Иштар — один из эпитетов — «Воительница» •Шавушка (шуррит.) •Ардвисура Анахита (древнеиран.) •Дурга (инд.) •Морриган (ирл.) •Ойя (йоруба) •Скатах (кельтск.) •Упэрэтат, супруга Вертрагны (иран.). Дева-воительница, была символом награды за храбрость, награды героям, отправляла души героев в рай. Ее изображали на коне
Группы •валькирии (сканд.) •фраваши — (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу. •Нация женщин-воительниц — амазонки.
Обычные люди античность: •Горга (дочь Ойнея) •Аталанта •Гарпалика •Камилла в «Энеиде» прочее: •Chitrāngadā, одна из жён Арджуны («Махабхарата») командует армиями своего отца. •Gordafarie («Шахнаме») •Дейрдра (ирл.) •Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф) •Shieldmaid •русские богатырки: ◦Степная королева-воительница Марья Моревна ◦воительница-поленица Настасья — жена богатыря Дуная Ивановича. ◦Лата-горка, мать богатыря Сокольника от Ильи Муромца •женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. «Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков») •сёстры-воительницы Чынг (вьетнам., Trưng Sisters) •Кырк кыз («сорок девушек») — у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана. •женщины-богатырки в якутских эпических мифах («Олонхо»), например, Дьырыбына Дьырылыатта •дочь Даргавсара (нартский эпос)
В литературе
Средневековье •Брюнхильда — валькирья, персонаж «Песни о нибелунгах», поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве. •в рыцарских романах: ◦Брадаманта — персонаж романов о Роланде ◦Эрминия («Освобождённый Иерусалим», Торквато Тассо) ◦Хлоринда — аналогично, сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство ◦Марфиза — аналогично, царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей — Градасса, Агрикана и Карла Великого. •в исландских сагах: ◦Флорентия — королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания («Сага о Гиббоне») ◦Мармория — королева Греции («Сага о Парталопе») ◦Седентиана — героиня «Саги о Сигурде Молчаливом» ◦Розамунда — героиня «Лэ о Ланвале» («Песнь о Януале») ◦Ингигерд — королева, героиня «Саги о Сигргарде Смелом» ◦Торнбьёрг — дочь шведского короля, героиня «Саги о Хрольве, сыне Гаутрека» •Хуа Мулань — героиня китайской средневековой литературы
Возрождение •Бельфебея и Бритомарта в «Королеве фей» Спенсера
Современная культура
Фэнтези-литература •Эовин у Толкиена •Рыжая Соня •Китиара Ут-Матар (Dragonlance) •Трисс-воительница (Рэдволл (серия романов)) •девушка-воительница Джилсепони («Демон пробуждается», Роберт Сальваторе) •Магура (Перуница) — «реконструированный» персонаж славянской мифологии, вымышлен энтузиастами славянской мифологии на основании текста Велесовой книги. Является славянским псевдо-аналогом валькирий. •Дара в романе "Берсерк" Ольги Григорьевой •Элина, графиня Айзендорг в романе "Время меча" Юрия Нестеренко •Цири - дитя предназначения в серии романов "Ведьмак" Анджея Сапковского
Кинематограф •Зена, персонаж одноименного телесериала •Принцесса-воительница (фильм) — о двух сестрах-принцессах с планеты Вулькара •Гвиневра в фильме «Король Артур» (2004). Образ навеян Боадицеей.
Комиксы, мультфильмы, игры •Барбарелла •Чудо-женщина •Сейлор Мун •Шторм (Люди Х) •Принцесса Зельда (The Legend of Zelda) •Принцесса Китана (Mortal Kombat) Джордан О Нил (Солдат Джейн, пусть не совсем по теме, но все равно)
|