Огонь — в узком смысле — совокупность раскалённых газов или плазмы, выделяющихся в результате: * произвольного или непроизвольного нагревания горючего материала до определённой точки;
* химической реакции (здесь и далее под горючими материалами понимаются
такие материалы, как древесина,а не вступившие в реакцию компоненты,
например, сера); * соприкосновения тока высокого напряжения с горючим материалом.
Огонь является основной фазой процесса горения и имеет свойство к
самораспространению по затронутым им другим горючим материалам.
Собственная температура огня зависит от источника, вызвавшего реакцию
воспламенения и/или от материалов, участвующих в реакции горения. В военном деле под «огнём» понимается стрельба из огнестрельного оружия (пулями или другими снарядами). История
Открытие способа добывания огня - одно из важнейших приобретений
человечества. Огонь вызывал в первобытном человеке страх и
благоговение. Обладание огнём давало человеку неоценимые выгоды. Огонь:
* помогал переносить условия сурового климата; * смягчал пищу, делая её значительнее вкуснее, удобоваримее, позволяя при этом дольше её сохранять; * освещал ночью; * отгонял хищных зверей; * помогал превращать лес в пашню, удобряя её пеплом деревьев; * с его помощью выжигали из стволов деревьев челноки, обжигали посуду из глины, расплавляли металлы.
Знакомство человека с огнём произошло, возможно, во время лесных
пожаров либо извержений вулканов. Тепло, исходящее от пламени,
очевидно. Также можно было найти фрукты и животных, пострадавших от
огня, вкусовые качества которых и побудили человека искать способ
самому добывать огонь. В первобытном обществе использовали следующие способы добывания огня:
1. Трение. Этот способ заключался в трении твёрдого дерева о более
мягкое. Быстрее, если твёрдый кусок тереть в желобке мягкого. 2.
Сверление. Твёрдый острый кусок дерева вводился в отверстие в мягком
дереве и руками приводился в движение при помощи вращения. Кроме того,
в отверстие клали трут гнилого дерева, который быстро воспламенялся.
Ещё быстрее, если деревянный стержень приводился в движение при помощи
тетивы лука. 3. Высекание. Ударяя друг о друга два камня,
получали искры, которые зажигали ранее подготовленный трут.
Использовали в основном серый колчедан, разного рода кварц, кремень
из-за их особой твёрдости. Этот способ применялся вплоть до начала
ХХ-го века по всей Европе. Значение в мифологии и эзотерике
Огню уделяется большое внимание в ряде мифологий. В греческой и римской
мифологии с огнём отождествлялось несколько божеств (Гефест, Прометей,
Веста, Гестия и другие), в древнеиндийской мифологии олицетворением
огня был Агни, в кельтской мифологии богиня огня называлась Бригид. В
зороастризме огонь выступает как сугубо священная стихия и воплощение
божественной справедливости, Арты. У народов Севера огонь представлялся
в виде женского образа — «матери», «хозяйки очага» и т. п., а у якутов
и бурят — в мужском образе «хозяина». В средневековом мистицизме
саламандры были низшими духами огня, обитавшими в нём. Наряду с
водой, землёй и воздухом, огонь считается одной из четырёх стихий
(первоэлементов) и в связи с этим занимал важную роль особенно в
античной философии, например у Гераклита, а также в алхимии. В западной
астрологии элемент огня связан с зодиакальными знаками Овна, Льва и
Стрельца, его доминанты — Солнце и Плутон. В китайской астрологии огонь
— одна из пяти стихий и связывался с планетой Марс, энергией ци, югом,
летом (6 апреля — 17 июня по григорианскому календарю), красным цветом,
горьким вкусом и резким, жгучим запахом, числом 7, земными «ветвями»
змеи («сы») и лошади («у»), 3-м и 4-м небесными «стволами» («бин»,
«дин») и в том числе соотносился с годами, оканчивающимися на 6 и 7. Есть несколько видов огня: Благода́тный ого́нь
(греч. Άγιο Φως) — по утверждениям большинства православных христиан,
чудесный огонь, ежегодно сходящий на Гроб Господень в Великую субботу.
Утверждается также, что огонь не имеет естественно-природного источника
и не обжигает в первые минуты. В алтарь храма восходит
Иерусалимский патриарх, которого перед этим, по традиции, обыскивают,
чтобы убедиться, что у него нет спичек, кремня или других средств
добывания огня. Схождение Благодатного огня происходит только
на православную Пасху (по другим данным он сходит иногда и в другое
время) и только в присутствии Патриарха Иерусалимского (или
исполняющего его обязанности). На церемонии присутствуют иерархи
различных христианских конфессий и несколько десятков тысяч христиан.
Далее огонь следует по всему миру. Согласно православному поверью, отсутствие нисхождения Благодатного огня явится предзнаменованием конца света. С 1993 года Благодатный огонь доставляется самолётом в Великую субботу в Россию и Грецию. Кувуклия Храма Гроба Господня в Иерусалиме Ве́чный ого́нь
— постоянно горящий огонь. Непрерывное горение достигается путём подачи
газа к определённому месту, в котором возникает искра. Обычно входит в
мемориальный комплекс. Cтарейшим вечным огнём считают огонь в мемориале
неизвестного солдата в триумфальной арке в Париже. Он горит с 1921 года
и напоминает о погибших солдатах Первой мировой войны. Во многих городах бывшего Советского Союза горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Москва. Александровский сад. Могила Неизвестного Солдата Гре́ческий ого́нь (или Жидкий огонь, греч. ὑγρός πῦρ)
— горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена
Средневековья. Впервые была употреблена византийцами в морских битвах.
Точный состав Греческого огня неизвестен. Прототип Греческого
огня появился предположительно в 424 до н. э., в битве при Делии: тогда
из полого бревна выпускалась смесь сырой нефти, серы и масла.
Собственно греческий огонь был изобретён в 673 г. инженером и
архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя
(современный Баальбек в Ливане); Каллиник бежал в Византию и там
предложил свои услуги императору Константину IV в борьбе против арабов.
Установка с Греческим огнём представляла собой медную трубу —
сифон, через который с грохотом извергалась жидкая смесь.
Предположительно, максимальная дальнобойность сифонов составляла 25 м,
поэтому изначально Греческий огонь использовался только во флоте, где
представлял страшную угрозу медленным и неуклюжим деревянным кораблям
того времени. Кроме того, по свидетельствам современников, Греческий
огонь нельзя было потушить, поскольку он продолжал гореть даже на
поверхности воды. Впервые сифоны с Греческим огнем были установлены на
византийских дромонах во время битвы при Киликии. Историк Феофан писал
о ней: « в год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий
поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о
приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли,
оснащённые Греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были
потрясены… Они бежали в великом страхе. » Если на суше войска
византийцев терпели поражения от арабов, то на море Греческий огонь
давал им превосходство над противником. Благодаря ему в 718 г. была
одержана крупная морская победа над арабами. В 941 византийцы с помощью
Греческого огня разгромили подошедший к Константинополю флот князя
Игоря Рюриковича. Греческий огонь применялся против венецианцев во
время Четвёртого Крестового похода (1198—1204). Секрет приготовления
Греческого огня хранился в строгой тайне, однако после завоевания
Константинополя рецепт изготовления Греческого огня узнали в Западной
Европе. В 1106 году Греческий огонь был применён против норманнов во
время осады Дураццо. Греческий огонь также был известен и англичанам.
Греческий огонь также употреблялся при осадах крепостей. Некоторые
исследователи, на основании анализа русских летописей, делают выводы о
том, что Греческий огонь был знаком русичам и половцам. Также, по
некоторым сведениям, Греческий огонь стоял на вооружении у армии
Тамерлана. Последнее упоминание об использовании Греческого огня
относится к осаде Константинополя в 1453 году Магометом II: Греческий
огонь тогда применяли как византийцы, так и турки. После
начала массового применения огнестрельного оружия на основе пороха,
греческий огонь потерял своё военное значение, его рецепт был утрачен в
конце XVI века. Использование Греческого огня. Миниатюра Мадридского списка «Хроники» Иоанна Скилицы. Огни святого Э́льма или Огни святого Э́лмо (англ. Saint Elmo's fire, Saint Elmo's light) —
разряд в форме светящихся пучков или кисточек (или коронный разряд),
возникающих на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко
стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.) при большой напряжённости
электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда
напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает
величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы
или при её приближении, а зимой во время метелей. По физической природе
представляют собой особую форму коронного разряда. Название явление
получило от имени святого Эльма (Эразма) — покровителя моряков в
католической религии. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение. Огни святого Эльма на мачтах корабля Олимпийский огонь
является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе
проведения игр во время их открытия и он горит непрерывно до их
окончания. Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в
Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр.
Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде
похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Традиция
была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время
Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была
проведена эстафета Олимпийского огня. Более 3000 бегунов участвовали в
доставке факела из Олимпии в Берлин. На Зимних Олимпийских играх огонь
зажигался и в 1936 и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в
1952 году перед Олимпийскими играми в Осло, однако она брала начало не
в Олимпии, а в Моргендале. Обычно зажжение огня доверяют
известному человеку, чаще всего, спортсмену, хотя бывают и исключения.
Считается большой честью быть избранным для проведения этой церемонии. Генрих Фридрих Фюгер. Прометей приносит огонь людям (1817 г.)
|