Ангро Майнью - бог смерти Золото, V век до н.э. Месопотамией (Междуречьем)
древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и
Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития
древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила
название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем
юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они
заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор
неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров,
с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные
связи которого с другими языками не установлены. В северной части
Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н.э. жили семиты,
скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык
семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии
семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте
ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с
шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э.
заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык
постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как
язык науки и религиозного культа до I в. н.э. Месопотамская цивилизация
– одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в
конце IV тыс. до н.э. человеческое общество вышло из стадии
первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение
культуры нового типа и рождение нового типа сознания. Шумерская клинопись
Шумерская клинопись Важную роль в становлении и закреплении новой
культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой
стали возможны новые формы хранения-передачи информации. Месопотамская
письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появилась на
рубеже IV – III тыс. до н.э. Полагают, что в ранней пиктографической
письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак
означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло
по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате
появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация
письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном,
словесном значении, но и в отрыве от него. Шумерская клинопись
Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные
ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все
оттенки речи, выработалась лишь к середине III тыс. до н.э. Большая
часть того, что известно о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев,
была получена при изучении 25 тыс. табличек и фрагментов библиотеки
ассирийского царя Ашшурбанапала. Древнемесопотамская словесность
включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения
авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о
Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле
человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская
Поэма об Атрахасисе, повествующая о сотворении человека и Всемирном
потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху).
Мифология Междуречья — мифология древних государств Междуречья: Аккада,
Ассирии, Вавилонии, Шумера, Элама. Шумеро-аккадская мифология —
мифология древнейшей из известных цивилизаций, располагавшихся на
территории Междуречья, и развивавшейся с IV по II тысячелетие до н.э. Хурритская мифология — мифология народов, населявших Северное Междуречье в III-II тысячелетии до н. э.
Ассирийская мифология — мифология Ассирии, располагавшейся в Северном
Междуречье в XIV—VII вв. до н. э.; она опиралась на шумеро-аккадскую
мифологию, а после захвата Ассирии Вавилонским царством оказала сильное
влияние на вавилонскую мифологию. Вавилонская мифология — мифология
Вавилонии, государства на юге Междуречья XX-VI веках до н. э.; испытала
влияние ассирийской мифологии. История формирования и развития
мифологических представлений Шумера и Аккада известна по материалам
изобразительного искусства приблизительно с середины 6-го тыс. до н.э.,
а по письменным источникам - с начала 3-го тыс. до н.э. Шумерская мифология. Шумерийцы
- племена неизвестного происхождения, в кон. 4-го тыс. до н. э. освоили
долину Тигра и Евфрата и образовали первые в Двуречье
города-государства. Шумерский период истории Двуречья охватывает около
полутора тысяч лет, он завершается в кон. 3 - нач. 2-го тыс. до н. э.
т. н. III династией города Ура и династиями Исина и Ларсы, из которых
последняя была уже только частично шумерской. Ко времени образования
первых шумерских городов-государств, видимо, сформировалось
представление об антропоморфном божестве. Божества - покровители общины
являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил
природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя
племени-общины, совмещающейся (сначала нерегулярно) с функциями
верховного жреца. Из первых письменных источников (самые ранние
пиктографические тексты т. н. периода Урук III - Джемдет-Наср
датируются концом 4 - началом 3-го тыс.) известны имена (или символы)
богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т. н. периода Абу-Салябиха
(поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27- 26 вв. - теофорные
имена и наиболее древний список богов (т. н. «список А»). Самые ранние
собственно мифологические литературные тексты - гимны богам, списки
пословиц, изложение некоторых мифов (напр., об Энлиле) восходят также к
периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. От времени
правления лагашского правителя Гудеи (ок. 22 в. до н. э.) дошли
строительные надписи, дающие важный материал, касающийся культа и
мифологии (описание обновления главного храма города Лагаш Энинну -
«храма пятидесяти» для Нингирсу, бога-покровителя города). Но главная
масса шумерских текстов мифологического содержания (литературных,
учебных, собственно мифологических и др., так или иначе связанных с
мифом) относится к кон. 3 - нач. 2-го тыс., к т. н. старовавилонскому
периоду - времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская
традиция ещё сохранила систему преподавания на нём. Таким образом, ко
времени появления письменности в Двуречье (кон. 4-го тыс. до н. э.)
здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений.
Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы
мифов и своя жреческая традиция. До кон. 3-го тыс. до н. э. не было
единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько
общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей»,
бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза;
Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и
божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного
центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви,
божества города Урук, возвысившегося в кон. 4 - нач. 3-го тыс. до н.
э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу,
чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским
Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.)
выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан,
Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Древние шумерские божества, в
т. ч. и астральные боги, сохраняли функцию божества плодородия, которое
мыслилось как бог-покровитель отдельной общины. Один из наиболее
типичных образов - образ богини-матери (в иконографии с ней иногда
связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась
под разными именами: Дамгальнуна, Нинхурсаг, Нинмах (Мах), Нинту. Мама,
Мами. Аккадские варианты образа богини-матери - Белетили («владычица
богов»), та же Мами (имеющая в аккадских текстах эпитет «помогающая при
родах») и Аруру - создательница людей в ассирийских и нововавилонских
мифах, а в эпосе о Гильгамеше - «дикого» человека (символ
первочеловека) Энкиду. Не исключено, что с образом богини-матери
связаны и богини-покровительницы городов: так, шумерские богини Bay и
Гатумдуг также носят эпитеты «мать», «мать всех городов». В мифах о
богах плодородия прослеживается тесная связь мифа с культом. В
культовых песнях из Ура (кон. 3-го тыс. до н. э.) говорится о любви
жрицы «лукур» (одна из значительных жреческих категорий) к царю
Шу-Суэну и подчёркивается священный и официальный характер их
соединения. Гимны обожествлённым царям III династии Ура и I династии
Исина также показывают, что между царём (одновременно и верховным
жрецом «эном») и верховной жрицей ежегодно совершался обряд священного
брака, в котором царь представлял воплощение бога-пастуха Думузи, а
жрица - богини Инанны. Содержание произведений (составляющих единый
цикл «Инанна-Думузи») включает в себя мотивы ухаживания и свадьбы
героев-богов, нисхождения богини в подземное царство («страну без
возврата») и замену её героем, гибели героя и плача по нему и
возвращения героя на землю. Все произведения цикла оказываются
преддверием драмы-действа, составлявшей основу ритуала и образно
воплощавшей метафору «жизнь - смерть - жизнь». Многочисленность
вариантов мифа, равно как и образов уходящих (гибнущих) и
возвращающихся божеств (каким в данном случае выступает Думузи),
связана, как и в случае с богиней-матерью, с разъединённостью шумерских
общин и с самой метафорой «жизнь - смерть - жизнь», всё время меняющей
свой облик, но постоянной и неизменной в своём обновлении. Более
специфична идея замены, лейтмотивом проходящая через все мифы,
связанные со спуском в подземное царство. В мифе об Энлиле и Нинлиль в
роли умирающего (уходящего) и воскресающего (возвращающегося) божества
выступает покровитель общины Ниппура владыка воздуха Энлиль, силой
овладевший Нинлиль, изгнанный за это богами в подземный мир, но
сумевший его покинуть, оставив вместо себя, жены и сына «заместителей».
По форме требование «за голову - голову» выглядит юридической уловкой,
попыткой обойти закон, незыблемый для любого, кто вошёл в «страну без
возврата». Но в нём звучит и идея некоего равновесия, стремления к
гармонии между миром живых и мёртвых. В аккадском тексте о нисхождении
Иштар (соответствует шумерской Инанне), равно как и в аккадском же
эпосе об Эрре, боге чумы, эта идея сформулирована более отчётливо:
Иштар перед воротами «страны без возврата» грозится в случае, если её
не впустят, «выпустить мертвецов, поедающих живых», и тогда «более
живых умножатся мёртвые», и угроза действует. Мифы, имеющие отношение к
культу плодородия, дают сведения о представлениях шумерийцев о
подземном царстве. О местонахождении подземного царства (шумер. Кур,
Кигаль, Эден, Иригаль, Арали, вторичное название - кур-нуги, «страна
без возврата»; аккадские параллели к этим терминам - эрцету, церу)
чёткого представления нет. Туда не только спускаются, но и
«проваливаются»; границей подземного царства служит подземная река,
через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнюю
проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный
привратник Нети. Участь мёртвых под землёй тяжела. Хлеб их горек
(иногда это нечистоты), вода солона (питьём могут служить и помои).
Подземный мир тёмен, полон пыли, его обитатели, «как птицы, одеты
одеждою крыльев». Представления о «ниве душ» нет, как нет и сведений о
суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали.
Сносной жизни (чистой питьевой воды, покоя) удостаиваются души, по
которым был исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, а также
павшие в бою и многодетные. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие
перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только
смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец
подземного царства Гештинанна (у аккадцев - Белетцери). В числе предков
- жителей подземного мира - многие легендарные герои и исторические
деятели, например Гильгамеш, бог Сумукан, основатель III династии Ура
Ур-Намму. Непогребённые души мёртвых возвращаются на землю и приносят
беду, погребённые переправляются через «реку, которая отделяет от
людей» и является границей между миром живых и миром мёртвых. Реку
пересекает лодка с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби или демоном
Хумут-Табалом. Собственно космогонические шумерские мифы неизвестны. В
тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» говорится, что некие события
происходили в то время, «когда небеса отделились от земли, когда ан
забрал себе небо, а Энлиль землю, когда Эрешкигаль подарили Куру». В
мифе о мотыге и топоре говорится, что землю от небес отделил Энлиль,
миф о Лахар и. Ашнан, богинях скота и зерна, описывает ещё слитное
состояние земли и небес («гора небес и земли»), которым, по всей
видимости, ведал ан. Миф «Энки и Нинхурсаг» рассказывает об острове
Тильмун как о первозданном рае. О сотворении людей дошло несколько
мифов, но полностью самостоятелен из них лишь один - об Энки и Нинмах.
Энки и Нинмах лепят человека из глины Абзу, подземного мирового океана,
и привлекают к процессу создания богиню Намму - «мать, давшую жизнь
всем богам». Цель создания человека - трудиться на богов: обрабатывать
землю, пасти скот, собирать плоды, кормить богов своими жертвами. Когда
человек изготовлен, боги определяют ему судьбу и устраивают по этому
случаю пир. На пиру захмелевшие Энки и Нинмах начинают снова лепить
людей, но у них получаются уроды: женщина, неспособная рожать,
существо, лишённое пола, и т. д. В мифе о богинях скота и зерна
необходимость создания человека объясняется тем, что появившиеся до
него боги ануннаки не умеют вести никакого хозяйства. Неоднократно
проскальзывает представление, что раньше люди росли под землёй, как
трава. В мифе о мотыге Энлиль проделывает мотыгой дыру в земле и оттуда
выходят люди. Этот же мотив звучит во введении к гимну городу Эреду.
Много мифов посвящено созданию и рождению богов. Широко представлены в
шумерской мифологии культурные герои. Творцами-демиургами выступают в
основном Энлиль и Энки. Согласно разным текстам богиня Нинкаси -
зачинательница пивоварения, богиня Утту - ткацкого ремесла, Энлиль -
создатель колеса, зерна; садоводство - изобретение садовника
Шукалитудды. Некий архаический царь Энмедуранки объявляется
изобретателем разных форм предсказания будущего, в т. ч. предсказаний
при помощи излияния масла. Изобретатель арфы - некий Нингаль-Папригаль,
эпические герои Энмеркар и Гильгамеш - создатели градостроения, а
Энмеркар - ещё и письменности. Эсхатологическая линия отражена в мифах
о потопе и о гневе Инанны. В шумерской мифологии сохранилось крайне
мало рассказов о борьбе богов с чудовищами, уничтожении стихийных сил и
т. д. (известно только два таких сказания - о борьбе бога Нинурты со
злым демоном Асагом и о борьбе богини Инанны с чудовищем Эбих). Такие
сражения в большинстве случаев - удел героической личности,
обожествлённого царя, тогда как большинство деяний богов связано с их
ролью божеств плодородия (наиболее архаичный момент) и носителей
культуры (наиболее поздний момент). Функциональной амбивалентности
образа соответствует внешняя характеристика персонажей: эти всесильные,
всемогущие боги, творцы всего живого на земле, злы, грубы, жестоки, их
решения часто объясняются капризами, пьянством, распущенностью, в их
облике могут быть подчёркнуты бытовые непривлекательные черты (грязь
под ногтями, выкрашенными в красный цвет, у Энки, растрёпанные волосы
Эрешкигаль и т. д.). Разнообразна и степень активности и пассивности
каждого божества. Так, наиболее живыми оказываются Инанна, Энки,
Нинхурсаг, Думузи, некоторые второстепенные божества. Самый пассивный
бог - «отец богов» Ан. Образы Энки, Инаины и отчасти Энлиля сопоставимы
с образами богов-демиургов, «носителей культуры», в чьих
характеристиках подчёркиваются элементы комизма, богами первобытных
культов, живущими на земле, среди людей, чей культ и вытесняет культ
«высшего существа». Но при этом никаких следов «теомахии» - борьбы
старых и новых поколений богов - в шумерской мифологии не обнаружено.
Один канонический текст старовавилонского времени начинается с
перечисления 50 пар богов, предшествовавших Ану: их имена образованы по
схеме: «владыка (владычица) того-то». Среди них назван один из
древнейших, судя по некоторым данным, богов Энмешарра («господин всех
ме»). Из источника ещё более позднего времени (новоассирийского
заклинания 1-го тыс. до н. э.) мы узнаём, что Энмешарра - «тот, кто
передал Ану и Энлилю скипетр и господство». В шумерской мифологии это
божество хтоническое, но нет никаких свидетельств, что в подземное
царство Энмешарра был низвергнут насильственно. Из героических сказаний
до нас дошли только сказания урукского цикла. Героями сказаний являются
три правивших последовательно царя Урука: Энмеркар, сын Мескингашера,
легендарного основателя I династии Урука (27-26 вв. до н. э.; по
преданию, династия вела своё начало от бога солнца Уту, чьим сыном
считался Мескингашер); Лугальбанда, четвёртый правитель династии, отец
(а возможно, родовой бог) Гильгамеша, наиболее популярного героя
шумерской и аккадской литературы. Единой для произведений урукского
цикла внешней линией является тема связей Урука с окружающим миром и
мотив странствия (путешествия) героев. Тема путешествия героя в
чужеземную страну и испытание его моральной и физической силы в
соединении с мотивами волшебных даров и волшебного помощника не только
показывает степень мифологизации произведения, составленного как
героико-исторический памятник, но позволяет вскрыть и стадиально ранние
мотивы, связанные с обрядами инициации. Связь этих мотивов в
произведениях, последовательность чисто мифологического уровня
изложения сближает шумерские памятники с волшебной сказкой. В ранних
списках богов из Фары герои Лугальбанда и Гильгамеш приписаны к богам;
в более поздних текстах они появляются как боги подземного мира. Между
тем в эпосе урукского цикла Гильгамеш, Лугальбанда, Энмеркар, хотя и
обладают мифоэпическими и сказочными чертами, выступают как реальные
цари - правители Урука. Их имена фигурируют и в т. н. «царском списке»,
составленном в период III династии Ура (видимо, ок. 2100 до н. э.) (все
династии, упомянутые в списке, делятся на «допотопные» и правившие
«после потопа», царям, особенно допотопного периода, приписывается
мифическое число лет правления: Мескингашеру, основателю династии
Урука, «сыну бога солнца», 325 лет, Энмеркару 420 лет, Гильгамешу,
который назван сыном демона лилу, 128 лет). Эпическая и внеэпическая
традиция Двуречья имеет, таким образом, единое общее направление -
представление об историчности главных мифоэпических героев. Можно
допустить, что Лугальбанда и Гильгамеш были обожествлены посмертно, как
герои. Иначе обстояло дело с начала староаккадского периода. Первым
правителем, объявившим себя ещё при жизни «богом-покровителем Аккада»,
был аккадский царь 23 в. до н. э. Нарам-Суэн; в период III династии Ура
культовое почитание правителя достигло апогея. Характерное для многих
мифологических систем развитие эпической традиции из мифов о культурных
героях на шумерской почве, как правило, не имело места. Характерной
актуализацией древних форм (в частности, традиционного мотива
путешествия) выглядит и нередко встречающийся в шумерских
мифологических текстах мотив путешествия бога к другому, высшему,
божеству за благословением (мифы о путешествии Энки к Энлилю после
постройки его города, о путешествии лунного бога Наины в Ниппур к
Энлилю, своему божественному отцу, за благословением). Период III
династии Ура, время, от которого дошла большая часть письменных
мифологических источников, - это период выработки идеологии царской
власти в наиболее законченной в шумерской истории форме. Поскольку миф
оставался господствующей и наиболее «организованной» областью
общественного сознания, ведущей формой мышления, постольку именно через
миф утверждались соответствующие идеи. Поэтому не случайно, что
большинство текстов относится к одной группе - ниппурскому канону,
составленному жрецами III династии Ура, а основные центры, чаще всего
упоминаемые в мифах: Эреду, Урук, Ур, тяготевшие к Ниппуру как
традиционному месту общешумерского культа. «Псевдомиф», миф-концепцию
(а не традиционную композицию) представляет собой и миф, объясняющий
появление в Двуречье семитских племён амореев и дающий этиологию их
ассимиляции в обществе, - миф о боге Марту (само имя бога - деификация
шумерского названия западносемитских кочевников). Миф, лежащий в основе
текста, не разрабатывал древнюю традицию, а был взят из исторической
реальности. Но и следы общеисторической концепции - представления об
эволюции человечества от дикости к цивилизации (нашедшего отражение -
уже на аккадском материале - в истории «дикого человека» Энкиду в
аккадском эпосе о Гильгамеше) проступают сквозь «актуальную» концепцию
мифа. После падения в конце 3-го тыс. до н. э. под натиском амореев и
эламитов III династии Ура почти все правящие династии отдельных
городов-государств Двуречья оказались аморейскими. Однако в культуре
Двуречья соприкосновение с аморейскими племенами почти не оставило
следа. Аккадская (вавилоно-ассирийская) мифология. С глубокой древности
восточные семиты - аккадцы, занимавшие северную часть нижнего Двуречья,
были соседями шумерийцев и находились под сильным шумерским влиянием.
Во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. аккадцы утверждаются и на юге
Двуречья, чему способствовало объединение Двуречья правителем города
Аккад Саргоном Древним в «царство Шумера и Аккада» (позднее, с
возвышением Вавилона, эта территория стала называться Вавилонией).
История Двуречья во 2-м тыс. до н. э. - это уже история семитских
народов. Однако слияние шумерского и аккадского народов происходило
постепенно, вытеснение шумерского языка аккадским
(вавилоно-ассирийским) не означало полного уничтожения шумерской
культуры и замены её новой, семитской. Ни одного раннего чисто
семитского культа на территории Двуречья до сих пор не обнаружено. Все
известные нам аккадские боги - шумерского происхождения или с давних
пор отождествлены с шумерскими. Так, аккадский бог солнца Шамаш
отождествился с шумерским Уту, богиня Иштар - с Инанной и рядом других
шумерских богинь, бог бури Адад - с Ишкуром и т. д. Бог Энлиль получает
семитский эпитет Бел(Баал), «владыка». С возвышением Вавилона всё
большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук, но и это
имя по своему происхождению шумерское. Аккадские мифологические тексты
старовавилонского времени известны гораздо меньше, чем шумерские; ни
один текст не дошёл полностью. Все главные источники по аккадской
мифологии относятся ко 2-1-му тыс. до н. э., то есть ко времени после
старовавилонского периода. Если о шумерской космогонии и теогонии
сохранились весьма отрывочные сведения, то вавилонское космогоническое
учение представлено большой космогонической поэмой-эпосом «Энума элиш»
(по первым словам поэмы - «Когда вверху»; наиболее ранняя версия
датируется началом 10 в. до н. э.). Поэма отводит главную роль в
сотворении мира Мардуку, который постепенно занимает главное место в
пантеоне 2-го тыс., а к концу старовавилонского периода получает
всеобщее признание и вне Вавилона (изложение космогонического мифа см.
в ст. Абзу и Мардук). В сравнении с шумерскими представлениями о
мироздании новым в космогонической части поэмы является представление о
последовательных поколениях богов, из которых каждое превосходит
предыдущее, о теомахии - сражении старых и новых богов и унифицирование
многих божественных образов созидателей в один. Идея поэмы - в
оправдании возвеличивания Мардука, цель создания её - доказать и
показать, что Мардук - прямой и законный наследник древних могучих сил,
в т. ч. и шумерских божеств. «Исконные» шумерские боги оказываются при
этом молодыми наследниками более древних сил, которые они сокрушают. Он
получает власть не только на основании законной преемственности, но и
по праву сильнейшего, поэтому тема борьбы и насильственного свержения
древних сил является лейтмотивом сказания. Черты Энки - Эйя, как и
других богов, перенесены на Мардука, но Эйя делается отцом «владыки
богов» и его советником. В ашшурской версии поэмы (кон. 2-го тыс. до н.
э.) Мардука заменяет Ашшур, главный бог города Ашшур и центральное
божество ассирийского пантеона. Это стало проявлением общей тенденции к
монотеизму, выражающейся в стремлении выделить основного бога и
коренящейся не только в идеологической, но и в общественно-политической
ситуации 1-го тыс. до н. э. Ряд космологических мотивов «Энума элиш»
дошёл до нас в греческих переложениях вавилонского жреца 4-3 вв. до н.
э. Бероса (через Полигистора и Евсебия), а также греческого писателя 6
в. н. э. Дамаския. У Дамаския присутствует ряд поколений богов: Тауте и
Апасон и сын их Мумие (Тиамат, Апсу, Мумму), а также Лахе и Лахос,
Киссар и Ассорос (Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар), их дети Анос,
Иллинос, Аос (Ану, Энлиль, Эйя). Аос и Дауке (т. е. богиня Дамкина)
создают бога-демиурга Бела (Мардука). У Бероса владычицей,
соответствующей Тиамат, является некая Оморка («море»), которая
господствует над тьмой и водами и описание которой напоминает описание
злобных вавилонских демонов. Бог Бел её разрубает, создаёт небо и
землю, организует мировой порядок и приказывает отрубить голову одному
из богов, чтобы из его крови и земли создать людей и животных. Мифы о
сотворении мира и рода людского в вавилонской литературе и мифографии
связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о
разрушении вселенной. Как и в шумерских памятниках, в вавилонских
сказаниях подчёркивается, что причина бедствий - злоба богов, их
желание уменьшить число всё растущего и надоедающего богам своим шумом
рода человеческого. Бедствия воспринимаются не как законное возмездие
за людские грехи, но как злой каприз божества. Миф о потопе, в основу
которого, по всем данным, легло шумерское сказание о Зиусудре, дошёл в
виде мифа об Атрахасисе и рассказа о потопе, вставленного в эпос о
Гильгамеше (и мало отличающегося от первого), а также сохранился в
греческой передаче Бероса. О наказании людей рассказывает и миф о боге
чумы Эрре, обманным путём отбирающем власть у Мардука. Этот текст
проливает свет на вавилонскую теологическую концепцию некоего
физического и духовного равновесия мира, зависящего от присутствия на
своём месте законного владельца (ср. шумеро-аккадский мотив равновесия
между миром живых и мёртвых). Традиционным для Двуречья (ещё с
шумерского периода) является и представление о связи божества со своей
статуей: покидая страну и статую, бог тем самым меняет местожительство.
Это совершает Мардук, и стране наносится ущерб, а для вселенной
создаётся угроза гибели. Характерно, что во всех эпосах об уничтожении
человечества главное бедствие - потоп, вызвано не наводнением с моря,
но дождевой бурей. С этим связана и значительная роль богов бури и
ураганов в космогонии Двуречья, особенно северного. Кроме специальных
богов ветра и грозы, бури (главный аккадский бог - Адад), ветры были
сферой деятельности различных богов и демонов. Так, по традиции, им,
вероятно, был и верховный шумерский бог Энлиль (дословное значение
имени - «дыхание ветра», или «владыка-ветер»), хотя в основном он бог
воздуха в широком смысле слова. Но всё же Энлиль владел разрушительными
бурями, которыми он уничтожал врагов и ненавистные ему города. Сыновья
Энлиля - Нинурта и Нингирсу, также связаны с бурей. Как божества, во
всяком случае как персонифицированные высшие силы, воспринимались ветры
четырёх сторон. Вавилонское сказание о сотворении мира, сюжет которого
был построен вокруг личности могучего божества, эпическая разработка
эпизодов, повествующих о сражении бога-героя с чудовищем -
олицетворением стихии, дало начало теме бога-героя в вавилонской
эпико-мифологической литературе (а не героя-смертного, как в шумерской
литературе). По аккадским понятиям, таблицы судеб определяли движение
мира и мировых событий. Обладание ими обеспечивало мировое господство
(ср. «Энума элиш», где ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и,
наконец, Мардук). Писец таблиц судеб - бог писцового искусства и сын
Мардука Набу - также иногда воспринимался как их обладатель. Таблицы
писали и в подземном мире (писец - богиня Белетцери); видимо, это была
фиксация смертных приговоров, а также имена мёртвых. Если число
богов-героев в вавилонской мифологической литературе по сравнению с
шумерской преобладает, то о героях-смертных, кроме эпоса об Атрахасисе,
известны только сказание (явно шумерского происхождения) об Этане -
герое, попытавшемся взлететь на орле на небо, и сравнительно поздний
рассказ об Адапе - мудреце, осмелившемся «обломать крылья» ветру и
вызвать гнев бога неба Ана, но упустившем возможность добыть
бессмертие, и знаменитый эпос о Гильгамеше - не простое повторение
шумерских сказаний о герое, а произведение, отразившее сложную
мировоззренческую эволюцию, которую вместе с вавилонским обществом
проделали герои шумерских произведений. Лейтмотив эпических
произведений вавилонской литературы - недостижение человеком участи
богов, несмотря на все его стремления, тщетность человеческих усилий в
попытке получить бессмертие. Монархически-государственный, а не
общинный (как в шумерской мифологии) характер официальной вавилонской
религии, равно как и подавление общественной жизни населения, приводит
к тому, что черты архаической религиозно-магической практики постепенно
подавляются. Со временем всё большую роль начинают играть «личные»
боги. Представление о личном боге каждого человека, который облегчает
ему доступ к великим богам и вводит его к ним, возникает (или, во
всяком случае, распространяется) со времени III династии Ура и в
старовавилонском периоде. На рельефах и печатях этого времени часты
сцены, изображающие, как божество-покровитель ведёт человека к
верховному богу для определения ему судьбы и для получения
благословения. В период III династии Ура, когда царя рассматривали как
защитника-хранителя своей страны, он принимал некоторые функции
бога-защитника (особенно обожествлённый царь). Считалось, что с потерей
своего бога-защитника человек становился беззащитным перед злобным
своеволием великих богов, легко мог подвергнуться нападению злых
демонов. Кроме личного бога, который должен был прежде всего принести
удачу своему покровительствуемому, и личной богини, олицетворявшей его
жизненную «долю», каждый человек имел ещё своего шеду (ср. шумер, алад)
- антропоморфизированную или зооморфизированную жизненную силу. Кроме
этих защитников, у жителя Вавилонии во 2-1-м тыс. до н. э. появляется и
своя личная хранительница - ламассу, носительница его личности,
возможно, связанная с культом плаценты. «Имя» человека или его «слава»
(шуму) тоже рассматривались как материальная субстанция, без которой
немыслимо его существование и которая передавалась его наследникам.
Напротив, «душа» (напишту) - что-то безличное, она отождествлялась то с
дыханием, то с кровью. Личные боги-хранители противостояли злу и были
как бы антиподами злых сил, окружающих человека. Среди них -
львиноголовая Ламашту, поднимающаяся из подземного мира и ведущая за
собой всевозможные болезни, сами злые духи болезней, призраки,
озлобленные тени мёртвых, не получающие жертв, разного рода служебные
духи подземного царства (утукки, асакки, этимме, галле, галле лемнути -
«черти злые», и т. д.), бог-судьба Намтар, приходящий к человеку в час
его смерти, ночные духи-инкубы лилу, посещающие женщин, суккубы лилит
(лилиту), овладевающие мужчинами, и др. Сложнейшая система
демонологических представлений, сложившаяся в вавилонской мифологии (и
не засвидетельствованная в шумерских памятниках), получила отражение и
в изобразительном искусстве. Общая структура пантеона, сложение которой
относится ещё к III династии Ура, в основном остаётся без особых
перемен в течение всей эпохи древности. Во главе всего мира официально
стоит триада Ану, Энлиль и Эйя, окружённые советом из семи или
двенадцати «великих богов», определяющих «доли» (шимату) всего на
свете. Все боги мыслятся разделёнными на две родовые группы - игигов и
ануннаков, боги земли и подземного мира, как правило, относятся к числу
последних, хотя и среди небесных богов также есть боги-ануннаки. В
преисподней, однако, правит уже не столько Эрешкигаль, сколько её
супруг Нергал, подчинивший свою супругу, что соответствует общему
уменьшению роли женских божеств в вавилонской мифологии, низведённых,
как правило, почти исключительно до положения безличных супруг своих
божественных мужей (по существу, особое значение сохраняют лишь богиня
врачевания Гула и Иштар, хотя, судя по эпосу о Гильгамеше, и её
положение оказывается под угрозой). Но шаги в направлении монотеизма,
проявившиеся в усилении культа Мардука, который монополизировал к кон.
2-го тыс. почти все области божественной деятельности и власти,
происходят и далее. В единый образ «владыки» - Бела (Баала) сливаются
Энлиль и Мардук (в Ассирии - Энлиль и Ашшур). В 1-м тыс. до н. э.
Мардука в ряде центров постепенно начинает вытеснять его сын, бог
писцового искусства Набу, который имеет тенденцию к тому, чтобы стать
единым вавилонским божеством. Свойствами одного бога наделяются другие
божества, и качества одного бога определяются при помощи качеств других
богов. Это ещё один путь к созданию образа единого всемогущего и
всесильного божества чисто абстрактным способом. Памятники (в основном
1-го тыс.) дают возможность реконструировать общую систему
космогонических воззрений вавилонских теологов, хотя нет полной
уверенности в том, что подобная унификация самими вавилонянами была
осуществлена. Микрокосм представляется отражением макрокосма - «низ»
(земля) - как бы отражением «верха» (небес). Вся вселенная как бы
плавает в мировом океане, земля уподобляется большому перевёрнутому
круглому челну, а небо - твёрдому полусводу (куполу), накрывающему мир.
Всё небесное пространство делится на несколько частей: «верхнее небо
Ану», «среднее небо», принадлежащее игигам, в центре которого
находилась лазуритовая целла Мардука, и «нижнее небо», уже видимое
людям, на котором расположены звёзды. Все небеса сделаны из разных
пород камня, например «нижнее небо» - из синей яшмы; над этими тремя
небесами помещается ещё четыре неба. Небо, как здание, покоится на
основании, прикреплённом к небесному океану колышками и, подобно
земному дворцу, защищённом от воды крепостным валом. Самая высокая
часть небесного свода носит название «середина небес». Внешняя сторона
купола («внутренность небес») излучает свет; это то пространство, где
скрывается луна - Син во время своей трёхдневной отлучки и где солнце -
Шамаш проводит ночь. На востоке находится «гора восхода», на западе -
«гора заката», которые заперты на замок. Каждое утро Шамаш открывает
«гору восхода», отправляется в путь по небу, а вечером через «гору
заката» скрывается во «внутренности небес». Звёзды на небесном своде -
это «образы» или «письмена», и каждой из них определено твёрдое место,
чтобы ни одна «не сбилась со своего пути». Земной географии
соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек,
городов, храмов - существуют на небе в виде звёзд, земные предметы
являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая
свои измерения. Так, небесный храм примерно вдвое больше земного. План
Ниневии первоначально был вычерчен на небесах и существовал издревле. В
одном созвездии расположен небесный Тигр, в другом - небесный Евфрат.
Каждому городу соответствует определённое созвездие: Сиппару -
созвездие Рака, Вавилону, Ниппуру - другие, чьи названия не
идентифицированы с современными. На страны разделены и солнце и месяц:
на правой стороне месяца - Аккад, на левой - Элам, верхняя часть месяца
- Амурру (амореи), нижняя часть - страна Субарту. Под небесным сводом
лежит (как перевёрнутая лодка) «ки» - земля, которая также разделена на
несколько ярусов. В верхней части живут люди, в средней части -
владения бога Эйя (океан пресной воды или подпочвенных вод), в нижней
части - владения богов земли, ануннаков, и подземное царство. По другим
воззрениям, семи небесам соответствуют с
|