Во многих мифах,сказок и преданий сюжеты связаны с чудесными растениями: деревьями,травами,грибами... Этот раздел познакомит Вас с ними. Приятного чтения!
Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений
ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают
мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и
периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и
упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически
связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную
традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между
серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытнообщинное
устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и
постепенно формировался уклад, который был характерен для военной
демократии. Источники ведийской мифологии: четыре древнейших
собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о
ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и
мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с
брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути -
«услышанное» (т. е. откровение). Ведийская мифология передавалась
устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль
речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.
Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают
сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах,
мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о
ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских
текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из
буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его
придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный
Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других
ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии
является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют
свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы,
могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и
справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец
эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки.
Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы
завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о
помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый
духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические
представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме
объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле. Вот основные мысли ведийских гимнов: Нет ничего вечного, даже боги не вечны. Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична. Все сущее возникло из великана Пуруши.
К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить
33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках - 3306,
3339), причём само это число - существенная константа, под которую
«подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных,
атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов членят на группы
(8 васу, 11 рудр, 12 адитьев я ещё 2 божества - Ашвины или Дьяус и
Притхиви, или Индра и Праджапати и т. п.), противопоставленные по тому
же тройственному принципу. Несмотря на отдельные отклонения в
составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви, Лгни, Брихаспати,
Сома, Сарасвати и др. - земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат,
Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата,
Парджанья, Anac - атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи,
Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины - небесные. Более
поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу -
огонь, земля, ветер, воздушное пространство, солнце, небо, луна,
звёзды; рудры - 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи - 12
месяцев года (Брихад.-уп. III 9, 1-5). Подобные членения отражают
попытки установления соответствий между архаичными космологическими
схемами трёхчленной вселенной и составом пантеона (а позже - основными
элементами макро-и микрокосма). В основе другой классификации
богов лежит различение трёх социальных функций: магико-юридической
(адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной (Индра и маруты
- воины), плодородия (Ашвины - производители материальных благ). Эта
классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в которых
за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.
Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы, представленные
рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу,
описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных
противопоставлений, обусловливающих её функционирование [«Тогда не было
ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба
над ним... Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы
между днём и ночью... Всё это неразличимо текуче» (РВ Х 129)]; вместе с
тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое,
и ничего кроме него не было»). Начало творения дали воды, из них
родилась вселенная, они её основа (ср. брахманы). Из вод возникли земля
(обычно путём сгущения вод, более поздняя версия - путём пахтанья
океана; сгущение же вод, отвердение их - результат совместной
деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант - происхождение из
вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился
демиург Праджапати или бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую
и серебряную половины, из них возникли соответственно небо и земля.
Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце
(огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии
Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки в
космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также
известны и другие поздние варианты мифа о творении. Речь идёт прежде
всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (РВ Х
90; АВ Х 2) - как природной, так и социальной организации («Когда
разделили Пурушу,... брахманом стали его уста, руки - кшатрией, бёдра
его - вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз
возникло солнце,... из головы возникло небо...»); в основе этого
варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений. В
центре ведийской мифологии - мифы о «втором творении», точнее говоря,
основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса,
неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной,
организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают
прежде всего демоны - чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и др.,
скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или
сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т.
д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в
том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством,
с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, т.
е. к специфически ведийскому социальному космосу. Ведийская
мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает
свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических
знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не
требует для своего объяснения специального мифа в установившейся,
законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии
исключительно велико. Индуистская мифология берёт начало (с I
тыс. н. э) в индо-арийской ведической культуре через брахманизм,
испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений,
отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие
религиозные представления. Слово “индуизм” определяет в научной
литературе и публицистике наиболее древние традиционные формы
религиозной системы индийцев в отличие от других этических и
религиозных учений – буддизма, джайнизма и ислама. Оно возникло не в
среде коренных жителей Индии, а в среде тех военачальников и правителей
соседних стран, которые исповедовали ислам, и, начиная с X века,
приводили на земли Индии свои захватнические армии. Первой областью,
где стало распространяться их влияние, были северо-западные земли этой
страны. От названия главной водной артерии этих земель – реки
Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия и хинду (индуизм). Сами индийцы
именуют свою страну Бхарат, а индуизм определяют как дхарму, или
сантана-дхарму, т.е. религиозный закон. Дхарма охватывает собою всю
сложную систему религиозных, этических и социально-правовых
установлений, которые постепенно складывались в среде населения страны
за последние 5 тысяч лет. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи
ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового
этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план
выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне.
Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так
складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как
проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и
управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных
законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль
стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что
привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и
шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных
памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей
эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма
вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского,
населения. Включение в индуистскую религиозную систему различных
культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря
концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь
каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы, который олицетворяет собой
плодородие, аскетизм, он является покровителем скотины, а также в
образе танцора-шамана, несет не только разрушение, но и обобщение
различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали
большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в
том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от
верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и
социальных обязанностей. Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита,
представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в
форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного
бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали,
мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые
приведут верующего к религиозному освобождению, главным считается
любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и
всякая другая религия, содержал в своей основе идею о спасении –
религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь монахи,
но стремиться к ней должен каждый.