Во многих мифах,сказок и преданий сюжеты связаны с чудесными растениями: деревьями,травами,грибами... Этот раздел познакомит Вас с ними. Приятного чтения!
Горгулий можно с уверенностью назвать ближайшими родственниками химер. Однако используется это понятие, в основном, не в мифологическом контексте, а в архитектурном, где горгулью нередко путают с собственно химерой. Как такового понятий горгулья в мифологическом словаре не существует, оно появилось только в районе двенадцатого века с определенным архитектурным стилем и происходило от латинских корней или французского gargouille, что означало «стекать, глотать», так как фигурки были прикреплены к стокам на крыше зданий.
По сути, прообразами горгулий можно считать разнообразных греческих чудовищ, таких как гарпии и грифоны. Собственно, главная роль этих существ, как хранителей дома, является совокупностью выводов из греческих мифов. Например, грифы, сидящие на крыше хранилища, были призваны охранять золото от циклопов-аримаспов, желающих осквернить святилище Зевса и зарящихся на его богатства. Гарпии, согласно древнегреческим мифам, были не сколько охранительницами, сколько существами, помогавшими воплотить в реальность кару богов. Так случилось с царем Финеем, которому гарпими, в буквальном смысле слова, не давали жизни. Изображались гарпии в виде существа, наполовину женщины, наполовину птицы, обязательно ужасной внешности, с резким и высоким криком, разбрасывающими повсюду нечистоты. Их родословную мифы выводят от дочери Океана, Электры, и царя Тавмана. Несмотря на то, что в мифах они приведены, как целая стая мифических существ, вообще их всего три сестры: Окипета, Аэллопа и Аэлла. По другой трактовке это не имена сестер, а эпитеты, принадлежащие гарпии, как к таковой. Ввиду определения этого образа как сборного, о едином внешнем виде для всех горгулий не может быть и речи. Они представляли собой все то, что человек считал опасным и отпугивающим, ведь, после окончания эры античности, горгульи были призваны отпугивать от дома злых духов.
Человекообразные горгульи появились только к тринадцатому веку. Вообще термин «горгульи» применим, в основном, к средневековой архитектуре, где они были связаны со сливами с крыш. В Египте горгульи использовались как фонтаны, которые разбрызгивали воду на крышах храмов. В Помпее множественные терракотовые горгульи, по большей части напоминают обычных животных.
Местная легенда, возникшая вокруг имени Святого Романуса (631-641 гг. н.э.), бывшего посла короля Меровингов Клотара II, ставшего в последствие архиепископом Руанским, гласит, что он поймал некое чудовище, называемое горгульей, и на нем облетел весь Руан. Теперь в день этого святого, сужденные, освобожденные из тюрем, организовывают процессию, в которой встречаются изображения этого мифического создания.
Невзирая на свои гротескные черты, название «горгулья» может относиться к массе изображений. Некоторые из них рисуются человеческим воображением, как монахи – соединяющие черты реальных животных и человека, многие из которых гиперболизированы. Однако ни у одной из горгулий нельзя встретить одновременно черты присущие химерам.
Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное. Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое. Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам.