Вальхалла- Fantasy рай для всех!

Категории раздела
Анимэ [15]
Японская анимация.Аниме отличается характерной манерой от рисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.
фильмы [4]
Фильмы разных жанров
Наш опрос
Ваш любимый писатель?
Всего ответов: 135
Мини-чат
Портал
Статистика

Онлайн всего: 1
Смертные: 1
Эйнехерии: 0

В гостях у барда

Главная » Статьи » Кино » Анимэ

Краткая история аниме
Первые шаги аниме 
Начало (1917-1945)
 


Первые эксперименты с анимацией в Японии начались еще в 1913 году, а первые анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмики длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов. 

Самым первым японским анимационным фильмом считается "Новый альбом набросков" [Dekoboko Shin Gachou] (1917) Симокавы Дэкотэна. Также в 1917 был создан "Сражение обезьяны и краба" [Saru Kani Kassen] Китаямы Сэйтаро, а в 1918 году - его же "Момотаро" [Momotarou]. 

В 1920-е годы обычная длина фильма не превышала 15 минут. Обычно они были либо попытками повторения западных сюжетов, скажем, американского сериала "Кот Феликс" [Felix the Cat], либо, гораздо чаще, - экранизациями классических китайских и японских сказок, скажем, "Величайший герой Японии Момотаро" [Nihonichino Momotarou], нарисованными в стиле традиционной японской графики. 

Наиболее заметными аниматорами эпохи немого кино считаются Симокава Дэкотэн, Коти Дзюнъити, Китаяма Сэйтаро, Ямамото Санаэ, Мурата Ясудзи и Офудзи Нобору, вырезавший своих персонажей из бумаги (так называемая силуэтная анимация). 

Фильм Ямамото Санаэ "Гора Обасутэ" [Obasuteyama] (1924) считается самым старым дошедшим до нас японским анимационным фильмом. 

Практически вся тогдашняя анимация делалась в крошечных домашних студиях и финансировалась кинематографическими фирмами в обмен на права проката. Скажем, в создании анимации принимали участие такие кинокомпании как "Asahi Kinema", "Takamasa Eiga", "Yokohama Cinema Kyokai" и некоторые другие. 

В 1932 году Масаока Кэндзо создает первую чисто анимационную студию "Masaoka Film Production" и в 1933 году снимает на ней первый японскй звуковой анимационный фильм "Сила и женщины мира" [Chikara to Onna no Yononaka]. 

В 1930-е годы в Японии, как и во всем остальном мире, усилились милитаристские настроения, и старинные сказки уступили место бодрым юмористическим сюжетам, все более и более увеличивавшим градус армейского влияния. Уже в 1934 году Мурата Ясудзи снимает 11-минутный фильм "Ефрейтор Норакуро" [Norakuro Gochou], экранизация популярных комиксов Тагавы Суйхо о приключениях незадачливого пса в пародийной армии животных. А с 1937 года, когда Япония начала интервенцию в Китай, на зрителей обрушился просто поток анимации агитационного содержания. 

В 1943 году, по решению правительства, Сэо Мицуё поручили снять первый японский полнометражный анимационный фильм. Им стал "Момотаро - морской орел" [Momotarou no Umiwashi], а в 1945 году Сэо снял его продолжение - "Момотаро - божественный моряк" [Momotarou: Umi no Shinpei]. Эти фильмы рассказывали о героических операциях человекообразных зверюшек - морских пехотинцев по освобождению Индонезии и Малайзии от карикатурных рогатых чертей, под которыми подразумевались американцы. 

Через четыре месяца после выхода на экраны второго фильма Япония капитулировала, но он успел произвести впечатление на юного Тэдзуку Осаму. 
Новое начало (1950-е годы) 

В конце 1940-х и начале 1950-х экономика Японии находилась в глубоком экономическом кризисе. Разумеется, это не способствовало развитию анимации, да и к тому же киноэкраны страны были заполнены хлынувшим из США потоком иностранной анимации. 

Было очевидно, что будущее не за индивидуальными работами художников, а за крупными анимационными студиями по образцу американских. Первой такой студией стала "Nippon Douga", созданная Масаокой Кэндзо и Ямамото Санаэ. В 1947 году Итикава Кон на киностудии "Toho Eiga" создал первый кукольный фильм - "Служительница в храме" [Musume Dojoji]. Но вообще анимация в Японии в этот период переживала спад, фильмов делалось мало, и они были короткометражными. Тем не менее, процесс шел. 

В 1956 году первую действительно крупную анимационную студию под названием "Toei Douga" создал Окава Хироси, купив "Nippon Douga", к тому времени уже несколько раз перешедшую из рук в руки, а ее первым фильмом стал черно-белый "Каракули котенка" [Koneko no Rakugaki] (1957) режиссера Ябуситы Ясудзи. В октябре 1958 года "Toei Douga" выпустила первый в Японии цветной полнометражный фильм "Легенда о Белой Змее" [Hakujaden], который, в свою очередь, произвел сильное впечатление на заканчивающего школу Миядзаки Хаяо. 

Первые полнометражные фильмы "Toei Douga" очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея - производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились и на два десятилетия японская анимация практически исчезла с экранов США. 
И тут пришел Тэдзука... (1960-е годы) 

Третьим крупным проектом "Toei Douga" стал фильм "Путешествие на Запад" [Saiyuki] (1960) режиссера Ябуситы Тайдзи. Это была экранизация манги "Похождения Гоку" [Gokuu no Daibouken] (1952-1959) уже тогда очень популярного и известного мангаки Тэдзуки Осаму. Естественно, что Тэдзуку привлекли к созданию этого фильма. Он заинтересовался положением вещей в современной анимационной промышленности и, увлеченный успехом в Японии телевизионных сериалов американской студии "Hanna-Barbera", решил сам заняться производством телевизионной анимации и отойти от сказочных сюжетов в связи с увеличением популярности научной фантастики. 

В 1961 году Тэдзука основал собственную анимационную студию "Mushi Productions". После выпуска в 1962 году некоммерческой экспериментальной ленты "История одной улицы" [Aru Machikadou no Monogatari] в январе 1963 года начался показ первого действительно популярного японского черно-белого анимационного телесериала "Могучий Атом" [Tetsuwan Atom] (1963-1966) (самым первым японским анимационным телесериалом был "Календарь в картинках студии Отоги" [Otogi Manga Calendar] (1962-1964), сделанный на студии "Otogi", основанной в 1955 году Ёкоямой Рюити). Это был детский фантастический сериал о приключениях смелого и умного мальчика-робота. 

Успех этого сериала был столь значителен, что уже к концу 1963 года в Японии было четыре студии телевизионной анимации, не считая ТВ-отделение студии "Toei Douga". В 1965 году "Mushi Productions" начала делать свой первый цветной ТВ-сериал "Император джунглей" [Jungle Taitei] (1965-1966), режиссером которого стал Ринтаро. 

В 1967 году начинается производство ТВ-сериала студии "Tatsunoko Production", шедшего на наших экранах под названием "На старт! Внимание! Марш!" [Mach Go Go Go] (1967-1968), первого аниме-сериала на спортивную тему, а в 1966 году студия "Toei Douga" выпускает первый и очень успешный аниме-сериал для девочек - "Ведьма Салли" [Mahoutsukai Sally] (1966-1968) по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру "Ведьма Санни" [Mahoutsukai Sunny], которая, в свою очередь, была основана на американском телесериале "Ведьмочка" [Bewitched]. Имя главной героини было изменено из-за копирайтных расхождений с фирмой "Sony". Первые семнадцать серий были черно-белые, остальные - цветные. Он также показывался по ТВ у нас в стране, точнее не сам этот сериал, а его ремейк 1989-1991 годов. Это был не только первый сериал для девочек (сёдзё-аниме), но и первый сериал о "девушках-волшебницах", из числа которых наибольшую известность через двадцать лет после этого получил ТВ-сериал "Красавица-воин Сейлор Мун". 

Вторым таким сериалом считается "Секрет Акко" [Himitsu no Akko-chan] (1969-1970) по манге Акацуки Фудзио, определивший дальнейшее развитие канона "девушек-волшебниц" - обычная девочка/девушка получает магический предмет, с помощью которого она может превращаться в кого-то другого и помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький волшебный помощник, обычно животное (очень часто - кошка). Подробнее о каноне сериалов о "девочках-волшебницах" см. ниже. 

По манге Ёкоямы Мицутэру делается в эти годы и первый японский черно-белый ТВ-сериал об "управляемых огромных роботах" - "Железный человек номер 28" [Tetsujin #28] (1966). В 1970-х эта тема была развита и популяризована Нагаем Го, который превратил ее в настоящий кладезь сюжетов для фантастических эпопей. 

В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества телевизионный анимационный сериал - "Садзаэ-сан" [Sazae-san] по мотивам манги Хасэгавы Матико. Его показ не закончен по сию пору, уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями госпожи Садзаэ и ее большой и дружной семьи. 

В этом же году вышли два известных в России фильма - "Кот в сапогах" [Nagagutsu wo Haita Neko] Ябуки Кимио (его главный герой стал символом студии "Toei Douga") и "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] Икэды Хироси, в котором свою первую значительную работу получил Миядзаки Хаяо. 

Одновременно с ними выходит первый спортивный сериал, посвященный самой популярной японской игре того времени - бейсболу. Он назывался "Звезда Кёдзина" [Kyojin no Hoshi] (1969). И в том же году выходит первое спортивное полнометражное аниме для девочек, посвященное баскетболу, - "Лучшая подача" [Attack No. 1]. Оба они были весьма успешны, и заложили многие дальнейшие "стандарты" аниме для подростков на спортивные темы. 

В эти годы Тэдзука Осаму оказал значительное влияние на формирование принципов построения японской анимации, он сильно раздвинул границы допустимых тем и состав зрительской аудитории. В 1969 году он выпустил полнометражный аниме-фильм для взрослых "Сказки 1001 ночи" [Senya Ichiya Monogatari] по мотивам знаменитых арабских эротических сказок, а в 1971 году на экраны Японии вышла "Клеопатра" [Cleopatra] - смелая, почти порнографическая пародия на исторические фильмы из римской жизни со множеством намеренных несообразностей и анахронизмов. 

Таким образом, в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация у себя на родине. В то же время почти все основные крупные аниме-проекты были телевизионными сериалами, обычно экранизациями манги. Одним из немногих исключений стал фильм Такахаты Исао и Миядзаки Хаяо "Похождения солнечного принца Гора" [Taiyo no Ouji Horus no Daibouken] (1968), который, несмотря на противодействие руководства Toei (Такахата и Миядзаки были профсоюзными лидерами, конфликтовавшими с начальством), был горячо принят зрителями и заложил основы нового канона японской полнометражной анимации.
 

Классика 1970-х 
Организация ТВ-сериалов
 


1970-е годы в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, были именно телевизионными сериалами. Их формат был разработан еще Тэдзукой - одна серия длиной около 23-25 минут в неделю, показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время. 

Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные - быстро заканчивались. Но обычно сериалов короче 20-30 серий не делалось. Полнометражные фильмы, как правило, выходили в качестве продолжений сериалов - в условиях жесткой конкуренции трата ресурсов на создание рекламно "нераскрученных" фильмов могла обернуться для студий финансовыми катастрофами. Заметим, что эта тенденция сохраняется до сих пор. 

Сюжеты аниме ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности - важно было посмотреть только первые серии, в которых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступала развязка, а между ними шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, и потому отдельные серии можно было, скажем, пропускать или даже смотреть в другом порядке. Однако постепенно наблюдается тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных саг, в которой каждая серия - продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этих способов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас они счастливо сосуществуют. 

Также происходило и изменение аудитории аниме. Если ранее ее осново были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже серьезно подросло, но все еще интересовалось "мультиками". Поэтому начинают появляться и сериалы, рассчитанные на зрителей, переживающих подростковый период. 

Набор основных жанров практически не изменился - сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизации. 
"Девочки-волшебницы" 

Успех вышедших в конце 1960-х двух ТВ-сериалов о девочках, обладающих магическими способностями (см. здесь), предопределил появление целого жанра аниме - аниме о "девочках (или девушках)-волшебницах" [mahou shoujo]. Активно разрабатывать эту золотую жилу начала крупная японская анимационная компания "Toei Douga". Уже второй такой сериал, "Секрет Акко", как уже говорилось выше, определил основные мотивы сериалов о "девочках-волшебницах": главная героиня, обычная школьница, каким-то образом приобретает магические способности, которые она должна использовать для определенных целей. В этом ей помогают "волшебные помощники", небольшие разумные зверьки (наиболее часто - кошки). 

Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло зрительное воплощение в идее моментального изменения внешнего вида девочки, когда она занимается магией, чтобы ее никто не мог узнать и чтобы продемонстрировать мастерство дизайнеров необычных нарядов), и, что немаловажно, ей не особенно нравится такая ситуация. "Девочки-волшебницы" хотят снова стать или просто стать (если раньше ими не были) простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности. 

Истоки такой своеобразной концепции - это сочетание классических японских патриархальных взглядов на девочку/женщину и пришедшей с Запада новой ментальности, очень внимательной к процессу взросления и становления характера. Двойственность возникших у молодежи представлений о себе и о своей роли в обществе нашла отражение в том числе и в сериалах о "девушках-волшебницах", а актуальность этой проблемы вызвала огромный интерес к произведениям искусства на эту тему. 

Третий сериал, "Волшебница Мако" [Mahou no Mako-chan] (1970-1971) не во всем соответствовал вышеизложенным принципам. Его главной героиней была юная русалочка Мако, дочь Повелителя Драконов, спасшая тонущего юношу по имени Акира (кстати, очень популярное в 1970-х имя для персонажа аниме), в которого она влюбилась, и, в нарушение законов Моря, превратилась в девушку и стала странствовать по миру в поисках своего тоже странствующего возлюбленного. Отличия этого сериала от двух предшествующих были значительны. Во-первых, его героиней была девушка, а не девочка, а, во-вторых, сюжет в большей степени концентрировался на истории ее любви и разнообразных вопросах жизни людей, чем на собственно магических "фокусах". Очевидно, этот сериал был предназначен уже не для девочек, а для девушек-подростков. Впрочем, подростки этого еще по-настоящему не оценили, действительно большой популярностью он не пользовался и дольше года не прожил. 

Затем было снято еще несколько сериалов, в общем, не особенно удачных и значительных, но закрепивших сложившийся "стандарт" на аниме о "девочках-волшебницах". Однако в 1973 году появился сериал, основательно пошатнувший этот стандарт. Это был ТВ-сериал "Милашка Хани" [Cutey Honey] (1973-1974), созданный Нагаем Го. Это был первый сериал такого рода, предназначенный не для девочек, а для парней-подростков. За счет этого главная героиня, девушка по имени Кисараги Хани, узнавшая из завещания своего отца, что она - сделанный им андроид, и начавшая бороться с мафией, убившей ее отца, - вполне сформировавшаяся и в духовном, и в телесном смысле девушка. Именно в этом сериале впервые появились "превращения" главной героини, проходящие по цепочке"обычная одежда" - "нагота" - "магический костюм". Также здесь впервые появилась идея магической борьбы со злом. В сюжете практически отсутствовала любовная линия, зато было много элементов научной фантастики. Собственно, сейчас среди исследователей существуют различные мнения по вопросу о том, является ли этот сериал сериалом о "девочках-волшебницах". Но факт остается фактом - влияние его на последующую историю жанра неоценимо. 

Последним значительным сериалом первого поколения этого жанра следует назвать сериал "Магичка Мэгу" [Majokko Megu-chan] (1974-1975). В каком-то смысле он собрал достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Его главной героиней была Кандзаки Мэгу, 15-летняя претендентка на трон Королевы Мира Демонов. Для проведения экзамена на этот титул она была послана на Землю, чтобы научиться жить среди людей и усовершенствовать свое искусство. Однако на Земле (действие происходит, разумеется, в Японии) она узнает значение семьи и обычной жизни (у ведьм семей нет). Также у нее есть соперница, постоянно строящая козни, и маг, принимающий "экзамен" и тоже устраивающий разные каверзы. Помимо этого, у нее есть и "естественные" враги, вплоть до такого персонажа как Сатана. Это первый сериал для девочек, где фигурирует реальное Зло, а также первый сериал, где героиня - не совсем милая, тихая и ответственная девочка (а совсем даже наоборот). Также здесь не так уж мало эротического юмора и сцен соответствующего содержания. Поэтому аудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-подростков. Он был очень популярен, и просуществовал в течение 72 серий - рекорд для этого жанра. 

В дальнейшем сериалы о "девушках-волшебницах" существовали в рамках вышеизложенных концепций примерно до начала 1990-х. 
"Большие роботы" и доблестные юноши 

Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о "девочках-волшебницах", то среди мальчиков и юношей наиболее популярными стали сериалы о "гигантских роботах". Уже в 1960-х появились первые сериалы этого направления, но честь создания канона принадлежит Нагаю Го и его сериалу "Мазингер Зет" [Mazinger Z] (1972-1974), созданному все той же "Toei Douga". Принципиально отличие этого сериала от предшественников было то, что впервые юноша - главный герой находился внутри управляемого им робота. 

Сюжет сериала был достаточно прост: двое видных ученых, доктор Кабуто и доктор Хэлл ("ад" по-английски) во время археологических раскопок обнаружили обломки древней цивилизации, умевшей создавать огромных боевых роботов (именно здесь впервые появилось слово "меха" для обозначения устройств такого рода). Оба исследователя осознали, что технология такого рода может быть использована для завоевания мира. Доктор Хэлл занялся именно этим, а доктор Кабуто решил ему помешать и создать своего робота, способного бороться с чудовищами доктора Хэлла. Естественно, доктор Хэлл приказал убить доктора Кабуто, и его приспешникам это удалось, но перед самой своей смертью благородный ученый показал своему племяннику Кабуто Кодзи, как управлять роботом. В результате между доктором Хэллом и мировым господством оказался Кодзи и его огромный могучий робот "Мазингер Зет", а также друзья Кодзи - девушка Юми Саяка на похожем на девушку роботе под названием "Афродита А" и смешной толстячок по прозвищу Босс и его робот "Босс Борот". Эта доблестная троица на протяжении 92 серий боролась со злом, и сериал снискал себе славу не менее огромную, чем сам робот главного героя, а также вызвал к жизни множество продолжений и подражаний. 

Новый жанр оказался под пристальным вниманием компаний, производящих игрушки и сборные модели. Они сразу оценили переспективый рынок и начали финансировать производство сериалов о "гигантских роботах" в обмен на право призводить игрушки по их мотивам и размещать во время их показа свою рекламу. Очевидно, что большие, сложные и разборные модели роботов, пользующиеся огромной популярностью среди детей, приносили этим компаниям очень большую прибыль. Поэтому развитие жанра шло под лозунгом "Больше героев, больше роботов, сложнее дизайн!". 

Авторство идеи или конструкции роботов обычно приписывалось внешним силам - инопланетянам или древним цивилизациям. Это давало простор фантазии создателей сериалов, давая им возможность использовать сложную псевдонаучную терминологию (заимствованную из научной фантастики) и придумывать правдоподобные объяснения принципов придуманной ими технологии, не будучи ограниченными достижениями современной науки. Также скоро начали эксплуатироваться идеи сборности/разборности робота, изменения им конфигурации, наличие нескольких боевых форм и разнообразие оружия. 

Важнейшей частью сериалов о "гигантских роботах" была также проработка взаимоотношений главных героев. Обычно они объединялись в небольшую, но сплоченную и живущую вместе группу воинов, борющуюся с куда более многочисленным, но менее сплоченным злом. Соответственно, ключевыми словами, описывающим отношения героев, были "дружба и единство", а также "уникальность, единственность" - никаких других шансов на спасение Земли не было. Это было очень близко сердцам японской молодежи 1970-х, мужская часть которых вообще предпочитала ставить дружбу превыше любви. Собственно, девушки - героини этих сериалов, были скорее "боевыми подругами", чем "любимыми". 

Среди значительных сериалов этого времени стоит назвать следующие: "Роботы Гетта" [Getta Robo] (1974-1976), "Инопланетный робот Грендайзер" [UFO Robot Grendaizer] (1975-1977), "Стальной Джииг" [Koutetsu Jeeg] (1975-1976), "Неуязвимый робот Комбаттер-V" [Choudenji Robo Combattler V] (1976-1977), "Межпланетный робот Дангвард Эйс" [Wakusei Robot Danguard Ace] (1977-1978), "Непобедимый стальной человек Дайтарн 3" [Muteki Kojin Daitarn 3] (1978), "Далтаниос - робот будущего" [Mirai Robot Daltanios] (1979) и некоторые другие. 

Помимо Нагая Го, другим популярным и экранизируемым автором научно-фантастической манги стал Мацумото Лэйдзи. В 1974 году появился сериал "Космический крейсер Ямато" [Uchuu Senkan Yamato], а 1978 - сериал "Космический пират капитан Харлок" [Uchuu Kaizoku Captain Harlock]. Оба они не повествовали о "гигантских роботах" и представляли собой масштабные космические саги со множеством главных героев, а также со сложными взаимоотношениями между ними и отсутствием четкого разделения на положительных и отрицательных персонажей. Именно фэны манги Мацумото образовали первые группы фэнов аниме внутри уже существовавших тогда клубов фэнов нучной фантастики. 

По мотивам одной из манг Мацумото Ринтаро снял в 1979 году на студии "Toei Douga" полнометражный фильм "Галактический экспресс 999" [Ginga Tetsudou 999], неоднокартно показанный у нас в стране на Фестивалях японской культуры. 

И как объединение этих двух течений - масшабных космических эпопей и "гигантских роботов" - в 1979 появился фантастически популярный сериал студии "Sunrise""Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980), положивший начало множеству сериалов и фильмов, составляющих несколько масшабных научно-фантастических саг о будущей истории человечества. Выход этих сериалов не закончен по сию пору. 
Не столь "правильные" герои 

Разумеется, помимо "гигантских роботов" и "девушек-волшебниц" было и множество других сериалов и фильмов. Так в 1970 году вместе со спортивным сериалом студии Тэдзуки "Mushi Productions" "Завтрашний Джо" [Ashita no Joe] о молодом боксере в аниме пришел антигерой в качестве главного героя. Джо - совсем не пай-мальчик, он хулиган и вообще неприятная личность, но пожилой тренер вытаскивает его из тюрьмы и делает человеком (и спортсменом). 

Другим антигероем стал в 1971 году персонаж популярного сериала "Люпен III" [Lupin III] студии "Tokyo Movie Shinsha" (TMS) - гениальный и обаятельный вор Люпен III, внук знаменитого героя французских детективов Арсена Люпена. Сериал имел несколько продолжений, к которым имел прямое отношение как режиссер и аниматор Миядзаки Хаяо. Полнометражный фильм "Замок Калиостро" [Lupin III: Cagliostro no Shiro] студии "TMS" (1979), второй полнометражный аниме-фильм из цикла о Люпене, к которому написал сценарий и который поставил Миядзаки, до появления в 1984 году фильма того же Миядзаки "Навсикая из Долины Ветров" (о котором см. ниже) назывался читателями популярного японского журнала "Animage" "лучшим фильмом в истории аниме". Приключения Люпена и его друзей, постоянно попадающих в различные криминальные переделки, были все же далеки от высот моральных ценностей, обычно демонстрируемых в сериалах "для юношества". 

Еще одним важным сериалом с героем сомнительной "правильности" был сериал все того же Нагая Го "Человек-демон" [Devilman] (1972). Главный герой в нем боролся с демонами, "естественными врагами человечества", пожирающими и человеческую плоть, и души, но для этого он сам превращался в демона. Моральная неоднозначность такой ситуации впоследствии неоднократно обыгрывалась в аниме. 
Детские фильмы и сериалы 

Разумеется, несмотря ни на что основными зрителями аниме были дети. Поэтому в 1970-е все же большая часть аниме делалась для детей, и обычно не поднимала столь сложных и важных проблем, как описанные выше. 

По уже сложившейся традиции основными жанрами аниме для детей были полнометражные экранизации классических европейских и восточных сказок и легенд. В частности, в 1971 был снят "Али Баба и сорок разбойников" [Ali-Baba Yonjuppiki no Tozoku] - продолжение старой линии масшабных экранизаций студии "Toei Douga". Но реальность аниме-рынка показала неэффективность такого рода вложений, и уже к середине 1970-х основным видом аниме для детей тоже стали сериалы. 

Важную роль здесь сыграла студия "Nippon Animation", "выстрелившая" в 1975 году целой обоймой сериалов - "Пес Фландерсов" [Flanders no Inu] (в России известен как "Собачье сердце"), "Приключения пчелки Майи", "Приключения Синбада-морехода" и продолжавшая каждый год выпускать новые детские аниме ТВ-сериалы. Среди других ее сериалов стоит отметить "Приключения скорее Пикколино, чем Пиноккио" [Pinocchio Yori Piccolino no Bouken] (1976-1977, совместно с "Tatsunoko Production"), "Енот по имени Раскал" [Araiguma Rascal] (1977), "Конан - мальчик из будущего" [Mirai Shounen Conan] (1978), потому что в его создании принимал участие вышеупомянутый Миядзаки, и, просто как курьез, - "Медвежонок Миша" (1979). Как уже видно из названий, основными героями были либо герои сказок, либо разумные животные. В этом продолжалась традиция "анимации от Диснея". 

Верхом деятельности экранизаторов в 1970-е годы стоит, видимо, считать аниме-проект "Экранизации волшебных сказок всего мира" (1976-1979) [Manga Sekai Mukashibanashi], осуществленный несколькими студиями, но с лидирующим положением "Nippon Animation". 

Также стоит упомянуть два значительных детских ТВ-сериала на основе оригинальной манги, один - для мальчиков, другой - для девочек. Первый - это очень популярный детский фантастический сериал "Дораэмон" [Doraemon] по мотивам манги Фудзио Фудзико, который начали снимать в 1973 году, затем прекратили, и с 1979 года он идет по сию пору. Он рассказывает о приключениях простого маленького, но очень невезучего мальчика, которому его внук, чтобы облегчить жизнь, прислал из будущего разумного и говорящего огромного кота-робота по имени Дораэмон, по своему разумению пытающемуся помогать главному герою и его семье в жизни. Второй сериал - это аниме для девочек "Роза Версаля" [Versailles no Bara] (1979-1980) по мотивам манги Икэды Риёко, очень красивый исторический романтический сериал, действие которого происходит во времена, предшествующие Французской Революции. Здесь же стоит указать на шедший в свое время на нашему телевидению романтический приключенческий сериал для девочек "Кенди-Кенди" [Candy Candy] (1976-1979). 

Естественно, были фильмы и сериалы по мотивам японской истории. В качестве характерного примера можно назвать сериал студии "Toei Douga" "Токугава Иэясу в юности" [Shonen Tokugawa Ieyasu] (1975), повествующий о молодости знаменитого правителя Японии XVII века. 
Подведение итогов 

Аниме 1970-х было значительно технически и эстетически совершеннее, чем аниме 1960-х. Уже к началу 1980-х становилось понятно, что ничего аналогичного по масштабности и разнообразию жанров в истории анимации не было. Тем не менее, известно и популярно аниме все еще было исключительно в самой Японии. Но именно в 1970-е выросло первое поколение, полностью воспитанное на аниме и манге. Именно это поколение, придя в коммерческую анимацию в середине 1980-х, сделало аниме искусством, завоевывающим весь мир. Многие каноны и штампы аниме 1970-х впоследствии были переосмыслены на новом техническом и художественном уровне, но все еще продолжают жить и радовать уже несколько поколений любителей аниме.
 
Начало "Золотого века" 
Новое поколение зрителей
 


Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980) имел совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фэнов научно-фантастического аниме. Начали появляться аниме-отаку. 

Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся во второй половине 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, предоставляло им мировоззрение, давало им ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам. 

Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша подросткового аниме, куда потекли капиталовложения фирм-спонсоров. И молодые аниматоры поколения Осии Мамору, всерьез рассматривающие аниме как средство художественного самовыражения, и умудренные профи поколения Миядзаки Хаяо, подуставшие рисовать "детски" неглубокие вещи, пошли по следу спонсорских денег, создавая новую индустрию - индустрию, сделавшую аниме уже фактом не только японской, но и мировой культурной жизни. 

Одновременно с этим развивался и фэнский, полулегальный рынок. На нем продавалось как разного рода самостоятельное творчество фэнов (манга, модели, костюмы), так и пиратские записи аниме с ТВ, нелегальные копии и так далее. В дальнейшем некоторые завсегдатаи этого рынка становились серьезными, коммерческими творцами и коммерсантами. В частности, здесь можно назвать группу "CLAMP" и студию "Gainax". Развивались и фэнские и коммерческие журналы об аниме и манге. 
"Космические оперы" и немного музыки 

Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "ГАНДАМ" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "ГАНДАМ". Выходят цветные ремейки сериалов "Железный человек номер 28" (1980) и "Могучий Атом" (1980). Продолжают выходить фильмы и сериалы по мотивам эпопеи "Космический крейсер Ямато". 

Со временем под влиянием фэнов они становятся серьезнее, с более сложными сюжетами, дизайнами и взаимоотношениями героев. Среди новых космических сериалов - "Космический император-бог Сигма" [Uchyu Taitei God Sigma] (1980-1981), "Космический воин Балдиос" [Uchuu Senshi Baldios] (1980-1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" [Hyakuju Ou Golion] (1981-1982), "Механизированный батальон Дайраггер XV" [Kikou Kantai Dairugger XV] (1982-1983) и многие другие. 

В 1982 году на экраны выходит сериал "Гиперпространственная крепость Макросс" [Chou Jikuu Yousai Macross] (1982-1983), созданный при поддержке студии "Tatsunoko Production" студиями "Studio Nue" и "Artland". Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме. 

"Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой - Итидзё Хикару, был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не самым крутым воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная - майор Хаясэ Миса. 

Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Альбом песен Минмэй в исполнении озвучивающей ее актрисы Иидзимы Мари сразу же стал очень популярен. 

Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм "Гиперпространственная крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" [Chou Jikuu Yousai Macross: Ai Oboete Imasu Ka?] закрепил жанровый успех сериала. Заглавная песня - "Ai Oboete Imasu Ka?" заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке стали относиться серьезно. 

Другой важный "космический" аниме-фильм - это "Жар-птица 2772: Космозона Любви" [Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone], последняя коммерческая работа Тэдзуки Осаму на студии "Tezuka Productions". Этот фильм, сделанный уже на тот момент в устаревшем стиле, тем не менее оказал значительное влияние на профессионалов аниме. Также он ознаменовал собой другое важное явление - возрастание популярности полнометражного аниме, сделанного не на основе ТВ-сериалов. Подробнее об этом будет сказано ниже. 
Фантастическая комедия - новый поворот 

Одним из первых экспериментов в этом жанре стал сериал студии "Toei" по мотивам манги Ториямы Акиры "Доктор Сламп" [Dr. Slump] (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме - сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, отнюдь не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь. 

Второй эксперимент в этом жанре стал куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Это была первая (но не последняя) экранизация манги Такахаси Румико - "Несносные пришельцы" [Urusei Yatsura] (1981-1986), сериал, созданный на студии "Studio Pierrot" режиссером Осии Мамору, пришедшим в мир аниме из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержного юмора и сатиры, фантастических и реальных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда. Особенное влияние на развитие аниме оказали характеры персонажей. Скажем, неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, или влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, сочетание мечты мазохиста, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такой порядок сложности характеров стал обычен для подросткового аниме. Но в те времена он был сенсацией. 
Новый формат - видеоаниме 

В 1983 году произошло еще одно событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Осии Мамору на студии "Studio Pierrot" выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас" [Dallos: Dallos Haikai Shirei]. С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (продолжительность), а также рассчитанное на более узкую аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали отаку. 

Уже 1984 подарил такой шедевр видеоанимации, как "Рождение" [Birth], более известный как "Мир Талисмана", а в 1985 году добавились фантастические видеосериалы "Грязная Парочка" [Dirty Pair], "Мегазона 23" [Megazone 23], комедийный сериал о приключениях огромного кота "Что с Майклом?" [What's Michael?], а также первая из серии видеоэкранизаций произведений Такахаси - "Сквозь огонь" [Honoo Tripper] и классика аниме-мистики "Ди - охотник на вампиров" [Kyuketsuki Hunter D] режиссера Асиды Тоё. 

Особо следует выделить культовый OAV Осии Мамору и Амано Ёситаки - "Яйцо ангела" [Tenshi no Tamago] (1984). Почти лишенный диалогов, он прославился умением его создателей рассказать сложнейший сюжет с помощью одних лишь видеообразов, демонстрируя все возможности нового вида аниме. 

В последующие годы OAV или OAV (Original Animation Video - "анимация для продажи на видео") достигли значительного рассцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OAV. 
Полнометражники - новое начало 

Уже упоминавшийся выше "Жар-птица 2772" Тэдзуки поднял интерес зрителей к полнометражным аниме на самостоятельные сюжеты. Нельзя не указать на три достаточно известных фильма этого времени - "Юнико" [Unico] (1981), "Невероятные космические приключения Кобры" [Space Adventurer Cobra Gekijouban] (1982) и "Босоногий Гэн" [Hadashi no Gen] (1983). 

Также нельзя не указать на шедевр аниме-апокалиптики "Великая война с Гэммой" [Genma Taisen] (1983) аниматора Ринтаро и первое аниме с компьютерными спецэффектами - "Голго-13" [Golgo 13] (1983) режиссера Дэдзаки Осаму. 

Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa]. В его создании принял участие молодой аниматор Анно Хидэаки. Фэны с ночи занимали очереди за билетами, а в жизни Миядзаки начался наиболее творческий период. Впрочем, надо отметить, что сам мастер этот фильм не любит, мотивируя это тем, что он не смог в нем выразить все то, что он хотел и что смог выразить в манге. 

Новый стандарт качества полнометражного аниме тут же был использовал в фильме Ринтаро "Божественный меч" [Kamui no Ken] (1985). И это было только начало развития полнометражной анимации... 
Прочие достижения 

В остальном в мире аниме начала 1980-х все было как раньше. И вообще - появление новых жанров и направлений никогда не уничтожало существовавшие ранее. Они продолжали развиваться и совершенствоваться. "Nippon Animation" делала экранизации детских книг и сказок. Выходили новые сериалы и фильмы мега-сериала "Дораэмон", в 1981 году студия "Tatsunoko Production" выпустила сериал "Суперкнига" [Superbook] - аниме-изложение библейских историй. 

Продолжали выходить аниме о "девочках-волшебницах". В 1980 году начинает выходить сериал студии "Toei" "Юная волшебница Лалабель" [Mahou Shoujo Lalabel] (1980-1981). Это был первый сериал такого рода, создававшийся исходя из соображений продажи игрушек. Поэтому главная героиня и ее противники использовали в сражениях множество различных предметов. Сериал был весьма популярен, но после него "Toei" до конца 1980-х аниме о "девочках-волшебницах" не делала. 

Эстефету подхватила "Ashi Production" и создала сериал "Принцесса-волшебница Минки Момо" [Mahou no Princess Minky Momo] (1982-1983). Значительным отличием от предыдущих аналогичных сериалов был необычный поворот сюжета в самом конце - главная героиня, принцесса волшебной Страны Грез, долго жившая на Земле, чтобы возвращать людям их утерянные мечты, попадает под машину, погибает... и возрождается в новой жизни уже человеком. До этого смерть (а тем более - главной героини) в такого рода повествовании считалась совершенно невозможной. Даже противники только побеждались, но не убивались. 

Еще одним игроком на поле аниме про "девушек-волшебниц" объявила себя "Studio Pierrot", выпустив сериал "Волшебный ангел Крими Мами" [Mahou no Tenshi Creamy Mami] (1983-1984). Его принципиальное отличие заключалось в том, что главная героиня - Морисава Юу, получив от странного инопланетянина волшебную палочку и превращаясь с помощью нее из 10-летней девочки в 16-летнюю девушку, обнаружила, что это палочка работает как микрофон и сделала ее (во взрослом облике) супер-звездой под псевдонимом Крими Мами. В результате Ю начинает жить двойной жизнью, одновременно переживая сложности отношений со своим одноклассником Тосё, фэном Крими Мами, но полностью игнорирующим саму Юу. Как уже отмечалось выше, сюжет с юной поп-звездой - это веяние времени, нового состояния японского шоу-бизнеса. 

На аналогичной сюжетной завязке (маленькая неудачница с помощью волшебства на время становится большой и удачливой девушкой, а затем пытается совместить два пласта своего бытия в один) построены и два других сериала этого времени "Studio Pierott" - "Волшебная фея Пелсия" [Mahou no Yousei Pelsia] (1984-1985) и "Волшебная Звезда Колдунья Эми" [Mahou no Star Magical Emi] (1985-1986). 

В 1984 году был создан провозвестник "жестоких фильмов" - сериал студии "Toei" "Кулак Северной Звезды" [Hokuto no Ken] (1984-1988) о приключениях мастера боевых искусств в постапокалиптическом мире. Сериал очень кровав и жесток, и сделанный по его мотивам полнометражный аниме-фильм до сих пор считается одним из самых кровавых аниме в истории. 

С 1985 года начал выходить популярнейший спортивный сериал о баскетболе - "Касание" [Touch] (1985-1987). 

В общем, можно констатировать, что для подлинного расцвета все было готово. Оставалось только немного подождать...
 


Категория: Анимэ | Добавил: Nephrael (25.06.2013)
Просмотров: 593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]